|| последние события || история || старцы || новомученики || песнопения || убиенные ||

 

 

БЕСЕДЫ ПРЕПОДОБНОГО ВАРСОНОФИЯ

Беседа 9-я.
6 августа 1912 г.

Мир и спасение!
Великий сегодня праздник. Преображение Господа нашего Иисуса Христа. Желаю всем вам преобразиться духовно и начать новую жизнь во Христе. Исполняющие по силам заповеди Господни еще здесь, на земле, переходят от силы в силу. Те же, которые сподобятся наследовать Царствие Небесное, будут переходить уже от славы в славу. Сегодня пелась песня: «...Тебе Херувимы и Серафимы непрестанными гласы взывают: Свят, Свят, Свят Господь Бог Саваоф!..» . Что означает сия песня? Как могут взывать Херувимы, когда они безтелесные и не имеют ни легких, ни голоса? Это надо понимать духовно. Небесные Силы предстоят престолу Божию, постигают все большие и большие совершенства Божии и, углубляясь в них, проникаются сознанием, что Свят Господь Бог. Бог безконечно совершенен, а потому сознание этих совершенств Божиих доступно не одним Ангелам, и но и людям.
Еще здесь, на земле, человек трудится во славу Божию, начинает, насколько это, конечо, для него доступно, постигать совершенства Творца, сознает, что все в господе благость и нет в нем ни тени злобы, и чем больше очищает человек свою душу исполнением заповедей Христовых, тем более познает он Бога. Конечно, это познание сильно различается у людей, смотря по духовному преуспеянию каждого. Ведь и в обыденной жизни бывает так: кончив городское училище, идут в городскую гимназию учиться, затем в университет – и чем выше учебное заведение, тем больше знаний получает человек. Так и в духовной жизни.
Если кто сподобится Царствия Небесного, то, войдя в него, не думайте, что останешься таким, какой вошел. Душа с каждым мгновением совершенствуется, стремясь уподобиться Богу, но, разумеется, сделаться такой же совсем, как Господь, она не может – тварь никогда не сравнится с Творцом. Впрочем, и степени приближения к Богу между людьми [имеют] большое различие. Есть святые, подвизавшиеся в обители, они называются преподобными, т.е. в высшей степени подобные Богу. Но не только в Царствии Небесном жизнь не останавливается, но и в аду души грешников не остаются в одном и том же состоянии, они тоже изменяются каждое мгновение, только в худую сторону, их мучения все усиливаются, и так в безконечность. Св. Писание говорит: И дым мучения их будет восходить во веки веков (Откр. 14, 11).
Есть предание, что в праздник Преображения засеменяется в нас начало жизни вечной, а потому так важно причащаться Св. Таин именно в этот день.
Господь всех призывает к Себе, всем обещает жизнь, но вот грустное явление, – не хотят идти. Не хотят к Господу и даже не верят в существование лучшей жизни, не знают, что есть потребности духа, и кроме удовлетворения прихотей тела ни к чему не стремятся.
Апостолы, бывшие со Христом на Фаворе, исполнились великой радости, они даже позабыли себя: Господи, добро есть нам зде быти, – восклицает за всех ап. Петр, – аще хощешь, сотворим три сени: Тебе едину, и Моисею едину, и едину Илии (Мф. 17, 4), вот, а про себя-то и не говорит, не просит позволения создать еще сень или кущу для трех апостолов. Таково блаженство от созерцания славы Господней, блаженство, ни с чем не сравнимое. Но, может быть, кто-нибудь захотел бы в этой жизни быть все время на Фаворе! Невозможно это. Один святой сказал: “Сначала побудь на Голгофе, а потом уже взойдешь на Фавор”. Св. Исаак Сирин говорит: «Сперва нужно потерпеть досаду креста, а потом уже ощутить славу креста» . Чтобы ощутить эту славу, чтобы духовно преобразиться, нужно очистить свое сердце от страстей. Св. Исаак Сирин говорит так: “Кто возбраняет устам своим клеветать, тот хранит сердце свое от страстей. А кто хранит сердце свое от страстей, тот ежечасно зрит Господа... Если любишь чистоту, при которой может быть зрим Владыка всяческих, то ни на кого не клевещи и не слушай того, кто клевещет на брата своего... Кто желает видеть Господа внутри себя, тот прилагает усилие очищать сердце свое непрестанным памятованием о Боге; и, таким образом, при светлости очей ума своего, ежечасно будет он зреть Господа...” .
Вот главное, что требуется от каждого человека: это никого не осуждать. Кажется просто, а начни исполнять – окажется трудно. Враг сильно нападает на человека и внушает ему помыслы осуждения. Господь говорит: “Прости”, – а враг внушает: “Отомсти обидчику. Он тебя поносит и ты его поноси” и т.д. Не нужно слушать врага, необходимо бороться с ним.
Все люди в этом отношении разделяются на три категории: плотские, борющиеся и совершенные.
Люди плотские – это те, которые являются рабами страстей, страсти ими повелевают. Например, диавол внушает: “Убей такого-то, он тебе много сделал зла”, и человек все это совершает. Люди, отдающиеся во власть страстям, погибнут, если только не покаются, а если раскаются в своих грехах и начнут по силе бороться со страстями, то будут спасены. Примером может служить разбойник на кресте: он убивал, грабил, совершал всякие злодейства, но когда покаялся и воззвал ко Господу: Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем (Лк. 23, 42), – то был помилован.
Люди второй категории – это борющиеся со своими страстями. Их борют всякие страсти: гнев и блуд, и злоба, но они стараются не подчиняться им. Например, чувствует такой человек злобу к кому-нибудь, так бы, кажется разорвал своего противника на части, но он не поддается страсти, не выражает свою нелюбовь; а стремится еще сделать какое-либо добро ненавидимому, – такой борется со страстью. И так во всем. Борющиеся будут спасены. Господь не попустит таким погибнуть.
Надеюсь, все мы относимся ко второй категории людей, боремся по силе со своими страстями. Конечно, иногда страсти побеждают, но иногда и мы побеждаем страсти; и эта борьба ведется всю жизнь. Немощная врачующи и оскудевающая восполняющи  даст нам явиться победителями страстей.
Наконец, люди совершенные – это те, которые владычествуют над страстями. У них есть страсти, но они вполне покорили их под свою власть. Эти люди особенные, а нам, грешным, хорошо если мы будем находиться и среди борющихся со страстями, и за это слава Господу, не потеряем тогда надежды на спасение.
Будем же бороться со страстями, а если когда они победят, то будем каяться и исповедываться во грехах своих. Вот на Страшном Суде уже не будет покаяния, не будет там ни Варсонофия, ни Гавриила, а только одна правда Божия. Постараемся преобразиться духовно, для такого преображения и в монастырь идут.
Когда я поступал в монастырь, то думал, что там только и делают, что стоят со вздетыми горе руками и молятся, а оказалось иначе... Мало труда молитвенного, необходим еще труд, который в монастыре называется послушанием: один в саду, другой в огороде, тот – в поварне, иной в квасоварне, некоторые занимаются в сапожном или портняжном ремесле и т.д. Это необходимо. Нужно терпеть и труд, и досаду от братий, чтобы, действительно, преобразиться.
Один богач студент решил все оставить и посвятить себя Богу. Внес он большой вклад и поступил в число братии. Послали его на огород и там в грязи и сырости пришлось ему работать. Враг, не терпящий такого смирения, начал вооружать против него братию, особенно из простецов.
– Ну зачем ты, болван, сюда пришел? – говорит ему однажды один из иноков.
– Хочу спасти свою душу.
– Еще бы, хлеб монастырский жрать, вот для чего ты явился сюда.
– Прости Христа ради, – ответил бывший студент и тем победил врага.
Инок, грубо отнесшийся к послушнику, потом раскаивался, что так поступил. А обиженный пошел к Старцу и рассказал ему обо всем, прибавив: «Я не жалуюсь на него, но прошу святых молитв ваших, чтобы благодушно перенести всякое оскорбление».
В монастыре дают такие уроки, и ими приобретается смирение незаметным для монаха образом; а пройдет лет 20-30 и узнает инок – не назад шел он, а вперед. И постепенно очищая свое сердце от страстей, сподобится он получить Царствие Небесное, которого да сподобит и нас всех Господь.
Аминь.

назад

                         как доехать до обители........ . . .